Начальные сведения о языке программирования Паскаль
Структура программы на языке программирования Паскаль
Программа на Паскале состоит из следующих разделов:
- заголовок (program имя;)
- подключение библиотеки подпрограмм (uses crt;)
- объявление меток (label 1,12,#1;)
- объявление констант (const e=2.7;)
- определяемые пользователем типы данных (type …;)
- объявление переменных (var a: real; b,c : char;)
- раздел подпрограмм
- основной блок программы (begin ... end.)
Как правило простые программы состоят из трех разделов: 2, 6, 8 (выделены жирным шрифтом).
Комментарии в тексте программы указываются в фигурных скобках или после символов //.
Основные типы переменных
integer - Целые числа от -32768 до 32767.
real - Любые числа, в том числе дробные.
char - Один любой символ.
string - Строка до 255 символов.
boolean - Одно из 2 значений: истина (TRUE ) или ложь (FALSE).
Типы всех переменных, используемых в программе, указываются в специальном разделе, который начинается со служебного слова var.
Пример: var x: integer; y:real; a:char; b:string; c:boolean.
Допустимые значения переменных (для указанных в примере):
x:=28; x:=x-12; y:=7.8; y:=2.1*x; a:=‘H’; a:=‘+’; b:=’лето’; c:= 5<7;
Команда присваивания
Имя переменой := выражение; (x:=25 - перменной x присвоить значение равное 25)
Примеры имён переменных: a, x1, summa, max1.
Примеры выражений:
1. Число: x:=24; evro:=44.38
2. Имя переменной: x:=y; x1:=a
3. Арифметическое выражение: p:=2*(a+b); x1:=(-b+sqrt(d))/(2*a)
Тип переменной должен соответствовать типу выражения.
Арифметические операции
1. Сложение: + 2. Вычитание: - 3. Умножение: * 4. Деление: /
Для целых чисел и переменных целого типа имеются ещё две операции
5. Целочисленное деление: div x:=27 div 5 (результат x=5)
6. Остаток от деления: mod x:=27 mod 5 (результат x=2)